Главная
Здание Дома Государственной промышленности (Госпром)

Здание Дома Государственной промышленности (Госпром)

В самом центре Харькова, на одной из самых больших площадей в Еворопе, находится уникальное здание Дома государственной промышленности. Его сокращённое наименование – Госпром – прочно вошло в обиход. Госпром – один из самых известных символов Харькова.

20-е годы XX века – это период новых идей, тенденций во всех сферах жизни европейских стран и Америки. На территории бывшей Российской империи бурно шло строительство «новой жизни», что самым глубоким образом затронуло все виды искусства. Пока советское государство не установило тотальный контроль над ним, именно искусство, прежде всего, давало новые идеи и смыслы.

В Советском Союзе новаторские идеи в искусстве получили общее название «авангард». Одним из его проявлением стал конструктивизм – стиль, проявивший себя во всех сферах искусства: литературе, живописи, фотографии и кино, архитектуре.

Благодаря тому, что Харьков в 20-34-м годах был столицей советской Украины, здесь появился первый советский монолитный железобетонный небоскрёб – яркий представитель нового стиля.

Госпром появился в результате международного конкурса, в котором участвовало 19 проектов. Первую премию в нём получили ленинградские архитекторы Сергей Серафимов, Самуил Кравец и Марк Фельгер. Но для проведения строительства доселе невиданных масштабов и сложности необходим был опытнейший строитель, который смог бы справиться с такой непростой инженерной задачей да ещё и при отсутствии технических средств.

Руководить строительством пригласили зарекомендовавшего себя инженера Павла Роттерта (1880-1954).

Павел Павлович Роттерт родился в немецкой семье в Белостоке (сейчас на территории Польши). Он окончил престижный Петербургский институт гражданских инженеров и к моменту начала строительства Госпрома работал в Харькове.

Роттерт не только разработал инженерную документацию здания – он смог организовать колоссальную стройку, практически не располагая техническими возможностями – Госпром строили в основном вручную, используя самые примитивные инструменты: лопаты, кирки, носилки, телеги. Кроме того, Павел Роттерт в самом начале строительства поставил жесткое условие: рабочие должны будут учиться своим профессиям после окончания смены. В результате к концу стройки у главного инженера была единственная в СССР квалифицированная, слаженная армия мастеров, способных решать задачи любой сложности.

После строительства Госпрома Павел Роттерт руководил строительством Днепрогэс и московского метрополитена.