Главная
Религия и благотворительность

Религия и благотворительность

Жившие в Харькове со второй половины XVIII столетия немцы были протестантами (лютеранами-евангелистами). Известно, что приглашенный в Украину в 1786 году лютеранский дивизионный проповедник Вебер бывал в Харькове и проводил здесь богослужения. Для их проведения использовались сначала не предназначенные для этой цели помещения. В 1804 году лютеране избирают пастором адъюнкта Иоганна Готфрида Барендта и получают для проведения богослужений зал в гимназии. А в 1809 году при пасторе Гейзе лютеранам было разрешено собираться в праздничные дни в малом зале студенческого корпуса университета. В одной из аудиторий в 1823 году были установлены алтарь и кафедра.

В 1823 году представители харьковской лютеранской общины подали губернатору Муратову прошение о выделении им участка казенной земли для строительства церкви и школы. Дело было передано министру внутренних дел, а от него — министру народного просвещения, который не видел для этого препятствий, но потребовал, чтобы лютеране собрали по крайней мере половину необходимой для строительства суммы.

Спустя 2 года было собрано 13 974 руб., и вскоре по инициативе пастора Иоганна Розенштрауха было получено разрешение Московской консистории на строительство евангелической кирхи. Сам император Николай I пожертвовал немалую на то время сумму — 2 тысячи рублей. На эти деньги лютеранская община приобрела у города земельный участок на ул. Гоголя, 2, где прежде находился острог. Строительство было начато в День Вознесения —12 мая 1827 г., а освящение состоялось также в День Вознесения — 15 мая 1830 г.

Первая кирха была подобна классической прямоугольной базилике с четырехколонным портиком дорического ордера у входа. Над фронтоном возвышалась миниатюрная главка с крестом. Строительством руководил инженер Окинчиц. В тот период кирха являлась одним из красивейших городских сооружений, предметом гордости не только харьковских немцев.

В 1911/1912 годах это здание разобрали и заменили новой кирхой по проекту петербургского архитектора А.Ф.Гергардта в неороманском «мюнхенском» стиле, с высокой колокольней и часами наверху. В построенной кирхе имелось 800 мест для сидения, всего же она вмещала более 1000 человек. В 50-х годах ХХ-го века кирху снесли и на месте храма построили жилой дом.

В 1831 году на углу улицы Гоголя и бывшего Провиантского переулка (пер. Марьяненко) был построен первый римско-католический храм-костел во имя Розария Пречистой Девы Марии. Строил его инженер-подпоручик Верецинский. Рядом с костелом построили дом пастора.

В 1887-1892 годах немного севернее возвели новое здание костела в честь Успения Пречистой Девы Марии, в готическом стиле, с высокой колокольней. Старые здания существовали до II мировой войны, в ходе которой были разрушены. Уцелевшее здание второго костела в советское время использовалось как база кинопроката. Сейчас костел возвращен верующим.

Как отмечалось ранее, харьковские немцы успешно вели предпринимательскую деятельность в Харькове и охотно жертвовали свои средства на благотворительные цели.

Благотворительные учреждения в Харькове XVII-XVIII веков, как и во всей остальной Малороссии, в большей степени сосредотачивались вокруг церкви. Но эта форма благотворительности, непосредственно связанная с церковным приходом, могла существовать только до тех пор, пока он оставался действующим. С середины XVIII столетия приход начинает терять значение религиозной общины и постепенно превращается в простой церковно-административный округ. Права прихожан заменяются властью одного священника, и теперь больницы, братства, школы начинают зависеть только от его усмотрения.

На смену приходской благотворительности приходит «казенная». Уже в 1781 году приход, взывая к обществу за добровольными пожертвованиями, заявлял, что «первейшая бедным, лишенным к пропитанию помощь» — пища, покров и одеяние- им уже доставлена. В последующие десятилетия харьковскими немцами создаются следующие благотворительные общества:

  • Харьковское немецкое общество
  • Германское благотворительное общество
  • Благотворительные учреждения Харьковского евангелическо-лютеранского прихода
  • Немецкое дамское общество в г.Харькове
  • Общество при Харьковской римско-католической церкви, попечительство приюта для бедных мальчиков им. К.С.Вагнера

Историк Д.И.Багалей отмечает: «Гораздо успешнее повели свою благотворительную деятельность жившие в Харькове немцы». Начало этой деятельности относится к двадцатым годам XIX столетия.

В 1823 году харьковские немцы, объединившиеся к этому времени в лютеранскую церковную общину, основали комитет для оказания помощи нуждающимся членам общины, а также бедным немцам, попавшим вХарьков проездом.

Комитет просуществовал до 1884 года и был заменен Германским благотворительным обществом — обществом для оказания помощи и приискания труда нуждающимся немцам. Во главе его стали инициатор создания Вильгельм Статс, Максимилиан Гельферих, завещавший обществу 5 000 руб., Генрих Бюрау, Август Грундлер, Фридрих Кох. Основной капитал общества равнялся в то время всего 500 руб., через 10 лет он возрос до 6 тыс. руб., а в 1904 г. достиг28346руб.

В 1895 году харьковские немцы отмечали 80-ю годовщину рождения Отто фон Бисмарка и собрали при этом капитал в 1400 руб., который и был передан обществу. Если позволяли средства, общество помогало и лицам других национальностей. За все время его существования получили помощь около 1300 человек.

Благотворительные заведения Харьковского лютеранского общества (с 1823 года — Комитет для помощи нуждающимся Харьковской лютеранской церковной общины) располагались на бывшей Немецкой улице, 53. Они были спроектированы и построены частично на средства харьковского градостроителя и члена церковного совета лютеранской общины Ю.Цауне.

Само здание {ныне корпус Национальной фармацевтической академии) и несколько 2-3-этажных зданий во внутреннем его дворе представляли собой целый комплекс, в который входили детский приют, дом для малоимущих престарелых и небольшая лечебница.

Немцы-купцы и промышленники активно оказывали финансовую помощь нуждающимся и состояли в благотворительных обществах. Так, в 1873 году в канцелярию совета Харьковского благотворительного общества входил Иван Кнапп, а действительным его членом являлся купец Федор Карлович Роше.

В 1864 году женщинами харьковской немецкой общины был учрежден кружок в целях оказания поддержки старым и больным женщинам прихода лютеранской церкви и воспитания приходских сирот. Сумма добровольных пожертвований так быстро возрастала, что уже в 1869 году появилась возможность купить дом с небольшим садом на Немецкой улице и устроить в нем приют. Деятельность кружка в последующие годы продолжала развиваться. Приют расширился строительством двух новых зданий, в нем опекались 15-20 пожилых женщин и воспитывались 30-40 сирот.

Наряду с лютеранскими обществами в 1896 году открывается попечительство о бедных католического вероисповедания. В обязанности комитета входила выдача нуждающимся ежемесячных пособий, обеспечение работой безработных и ходатайство об открытии школы для бедных детей. Средства поступали от членских взносов, сборов в костеле, пожертвований и доходов от увеселительных мероприятий.

В попечительский совет вошли состоятельные католики Харькова (в первый год их было 214). Дабы заручиться поддержкой в местных административных кругах, попечительство избрало своим почетным председателем харьковского губернатора Германа Тобизена.

В первые годы XX столетия при поддержке частных лиц, объединенных идеей помощи женщинам во время болезней и материнства, строится лечебница «Женская помощь». Ее задачей было обеспечение беременных, рожениц и женщин, страдающих гинекологическими заболеваниями, доступным лечением, оказание им помощи на дому и практическая подготовка врачей и акушерок.

Главой попечительского совета новой больницы стал известный благотворитель Максимилиан Гельферих, пожертвовавший участок земли в конце Старомосковской улицы (нынешний пр.Московский) и 40 тысяч рублей наличными.

Наиболее сильно общественная благотворительность проявилась в Харькове в «холерный» 1830-й год. К харьковским купцам присоединились и немцы-аптекари Фидлер и Нельдехен, отказавшиеся от части вознаграждения в целях приобретения медикаментов для больниц.

Благотворительная деятельность немцев распространялась не только на их соотечественников, но и на людей других национальностей, вероисповедания и подданства.